Bezopasnost-yug.ru

Безопасность ЮГ
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сменить вид разрешенного использования участка земли

Как сменить вид разрешенного использования участка земли?

Земельные участки, принадлежащие гражданам, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с категорией земли и видом разрешённого использования (ВРИ) участка, в противном случае возможны штрафные санкции и изъятие земли. Изменение вида землепользования происходит путём обращения в местную администрацию.

  • Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков
  • Как изменить вид разрешенного пользования?
  • Необходимые документы
  • Порядок процедуры
  • Возможные затраты
  • Заключение

Целевое назначение земельного участка — это категория участка земли или же вид разрешенного использования земельного участка. Каждый отмежеванный участок земли должен быть причислен к той или иной категории и одновременно имеет установленный ВРИ. При этом категория земли не может противоречить установленному виду использования, так, например, земли из фонда категории сельхоз назначения не могут иметь вид использования «нефтехимическая промышленность», поскольку это будет противоречить целевому предназначению по использованию земли.

Категория земли – общее понятие, определяющее потенциальную возможность и способ использования земельного участка, всего устанавливается 7 категорий земель: Лесные земли (лесной фонд), сельхоз земли (земли эксплуатирующийся для сельскохозяйственного производства и переработки такой продукции, а также садоводства , огородничества и т.д.), водный фонд (земли водного фонда) и т.д. Понятие категории участка земли является понятием более общим по отношению к разрешенному виду возможного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка – утвержденная органами власти и предусмотренная соответствующими документами, цель, под которую допускается использование земли. Приведем пример наиболее распространенного вида разрешенного использования: «для индивидуального жилого строительства». ВРИ предусматривается градостроительным регламентом. Однако законодательством предусмотрены изъятия из общих правил, например, для земель из состава фонда лесов градостроительные регламенты не устанавливаются. Поэтому изменение вида разрешенного использования лесного участка происходит в особом порядке.

Фрагмент выписки ЕГРН

Правила землепользования и застройки(ПЗЗ) – проектируемый и утверждаемый местными органами власти нормативный акт, который регулирует правила застройки в конкретном городском или же сельском поселении. В состав ПЗЗ входит градостроительная карта зонирования, которая делит поселение на сектора- территориальные зоны, инфраструктуру (планировку) каждой из которых предопределяет градостроительный регламент.

Градостроительный регламент – норматив, которым устанавливаются параметры застройки территориальной зоны, в том числе и виды предусмотренного разрешенного использования, допустимые величины площади земельных участков и т.д. для определенной территории –территориальной зоны. Возможное изменение вида разрешенного использования для строительства устанавливает именно градостроительный регламент, об этом более подробно мы расскажем дальше.

Градостроительное зонирование – обособление (разделение) территорий на сектора (территориальные зоны), в каждой из который определен свой специально установленный режим планировки (застройки) выделенных земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом. Каждая территориальная зона имеет свое наименование и символьное обозначение, исходя из которых становится понятно, какое ее основное назначение и какие в связи с этим установлены ВРИ. Разделяют рекреационные зоны, зоны индивидуальной жилой застройки, зоны общественно деловой застройки и т.д.

Приведем пример территориальной зоны «индивидуальных (обособленных) отдельно стоящих жилых построек с участками», ее символьное обозначение Т1Ж2-2, очевидно, что основным видом разрешенного использования такой зоны будет для индивидуального жилого строительства. Однако это не исключает застройку такой территориальной зоны зданиями коммунально-бытового и общественного делового назначения и соответственно иные виды разрешенного использования в такой территориальной зоне.

Изменение вида разрешенного использования без перевода в другую категорию

И так начнем по порядку с категории земель, как уже было отмечено выше категория участка земли должна быть напрямую увязана с разрешенным использованием участка земли. Например, на территории земель категории населенных пунктов наиболее логичным будет установление такого вида разрешенного использования, как «жилая застройка», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» и т.д.

Однако не всегда категория земель так однозначно соответствует виду разрешенного использования земель, так, например, в внутри населенных пунктов выделяются промышленные зоны с видами разрешенного использования более соответствующие категории земель промышленности, зоны сельхопроизводства, более соответствующие категории земель сельхоз назначения и т.д.


Изменение вида разрешенного использования относительно категории земли имеет очень важное значение и сейчас мы поймем почему.

Вообще понятие категорий земель достаточно условно, ведь единственный документ, где она фигурирует в качестве первоисточника это выписка из ЕРГН, которая выдается при межевании земельного участка, а также в проекте межевания земель и схеме расположения земельного участка. Исходя из этого можно утверждать, что категория земель возникает лишь после утверждения документации об отводе земель. До межевания земельного участка вопрос его отнесения к той или иной категории является достаточно спорным. Более того уже достаточно давно был разработан проект внесения изменений в Земельный кодекс РФ, в рамках которого предлагалось уйти от понятия категорий и оставить лишь территориальное зонирование территорий. Такой подход представляется вполне разумны, поскольку зачастую зонирование и категории дублируют друг друга, а иногда даже вызывают сильные противоречия.

Читать еще:  Процедура дарения земельного участка

В нашей практики был случай, когда земельный участок относился к категории земель промышленности и в то же самое время находился по сведениям карты градостроительного зонирования в рекреационной зоне. Очевидно, что такая категория земель и территориальная зона несовместимы между собой.

Кстати!
Изменение вида разрешенного использования , равно, как и получение от органов районной архитектуры в установленном порядке разрешения на строительство при отсутствии ПЗЗ невозможно (для земель населенных пунктов).

Далее рассмотрим какие могут быть виды разрешенного использования (ВРИ).
• Основные ВРИ –выбираются собственником участка земли самостоятельно из определенных градостроительным регламентом с учетом имеющихся ограничений в использовании земельного участка (охранные зоны, санитарно-защитные зоны и т.д.)
• Условные ВРИ – получаются собственниками земельного участка при одобрении на публичных слушаниях, а также положительном заключении земельной комиссии
• Вспомогательные ВРИ – не могут выбираться, как самостоятельный вид ВРИ и устанавливаются только совместно с основными видами использования.

Как мы уже указывали виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами, в том числе условные и вспомогательные.
изменение вида разрешенного использования собственником земельного участка без проведения публичных слушаний

Рассмотрим более подробно, каким образом поменять основной ВРИ на основной из предусмотренных градостроительным регламентом. На самом деле вариантов достаточно много, рассмотрим поэтапно один из наиболее простых способов изменения вида разрешенного использования муниципальной земли:

• Заказывается выписка из специальной информационной муниципальной системы обеспечения градостроительной деятельности поселения
• На основании этой выписки Вы смотрите, какие есть ВРИ для данной территориальной зоны
• Выбираете нужный вам вид использования и подаете в МФЦ по своему поселковому или городскому району обращение (заявление) о смене вида использования с приложением выписки из градостроительного информационного ресурса.

Изменение вида разрешенного использования через публичные слушания (общественные слушания)

Рассмотрим порядок получения условного вида разрешенного использования

• Заказывается выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности поселения
• На основании этой выписки Вы смотрите, какие есть условно разрешенные виды использования для данной территориальной зоны
• Готовите обращение (заявление) в уполномоченную на принятие соответствующего решения администрацию (органы местного самоуправления) с просьбой о предоставлении условного вида разрешенного использования (УВРИ)
• Выступление на проводимых в администрации органов местного самоуправления публичных слушаниях по вопросу предоставления УВРИ, защита своей позиции по данному вопросу
• Прохождение слушания комиссии по землепользованию и застройке и получение положительного решения комиссии
• Получения распоряжения о предоставлении УВРИ
• Подача документов в федеральный орган исполнительной власти- Росреестр через районный МФЦ для внесения изменений в госреестр недвижимости

Следует знать!
Получение условного вида разрешенного использования в субъекте РФ города федерального значения несколько отличается от указанной выше процедуры смены вида разрешенного использования остальных регионов

Исходя из нашей практики возведение объекта капитального строительства, не соответствующего основному ВРИ не является препятствием для того, чтобы впоследствии получить УРВИ под этот объект капитального строительства. Однако следует учесть, что если объект является самовольной постройкой, то признать на него право собственности будет достаточно сложной задачей.

Смена вида разрешенного использования арендованного земельного участка

Отдельно можно выделить изменение вида, разрешенного использования арендатором земельного участка. По общему правилу считается, что в аренду был предоставлен участок под определенные цели, указанные в договоре, соответственно, предоставление участка под цели не указанные в договоре будет существенным нарушением условия сделки. Такое требование отражено в том числе в ст.39.8 Земельного кодекса РФ для арендуемых земельных участков, на основании результатов торгов.
Об этом свидетельствует и судебная практика изменения вида разрешенного использования земельного участка арендаторами, в том числе постановление Пленнума ВАС от 25 июня 2013 г. по делу А35-765/2012.

Несколько иной подход может быть предусмотрен для изменения вида разрешенного использования арендованной земли, полученной без проведения торгов. Однако здесь также стоит учитывать, что в договоре может быть указана общая цель, в соответствии с которой должен быть использован земельный участок, а изменяемые виды разрешенного использования не должны противоречить этой цели. Но опять же в данном случае возможность изменения вида разрешенного использования арендатором остается на усмотрение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта.

Изменение вида разрешенного использования куда обращаться?

Изменение вида разрешенного использования можно произвести самостоятельно, однако на практике у людей без специального опыт в этой сфере на данную работу могут уйти до нескольких лет. Поэтому лучше всего доверить ведение этого процесса компетентному специалисту. Наша компания готова оказать Вам такую услугу под ключ.
Важным преимуществом при обращении в ООО «Юрист-Долина» является то, что наши специалисты мы уже имеют ряд успешно реализованных аналогичных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Смена (изменение) вида разрешенного использования, цена по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: от 150 000 рублей

Читать еще:  Как узаконить земельный участок без документов

Смена вида разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ для сельскохозяйственных участков земли не вводятся градостроительные регламенты. Исходя из чего можно сделать вывод, что смена вида разрешенного использования для таких участков происходит в общем порядке в соответствии с решениями органов местного самоуправления.
Исходя из практики реализации проектов нашими специалистами изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных земель возможно на оснований соответствующих распоряжений местных органов власти.

Случаи изменения ВРИ

Чаще всего потребность изменения вида разрешенного использования земельного участка обусловлена следующим:

  • владелец планирует продать участок и стремится за счет этого повысить стоимость (пример, сельхозземли стоят значительно дешевле аналогичной по площади территории под ИЖС);
  • принято решение заняться бизнесом (поставить цех либо киоск), а по имеющемуся ВРИ участок имеет статус, запрещающий подобное;
  • планируется построить многоэтажный дом на земле, видом использования которой предусмотрено ее применение для личного подсобного хозяйства;
  • имеется возможность построить коттеджный поселок, но земля по статусу предназначена для занятия сельхоз деятельностью.

Если заблаговременно не поменять вид разрешенного использования земельного участка, согласно закону подобные действия будут рассматриваться как нецелевое использование. Что влечет административную ответственность, включая штраф:

  • 0,5 % от кадастровой стоимости. При этом сумма не может быть меньше 3000 руб. Подобную величину имеют штрафы, наложенные за то, что на участках сельскохозяйственного назначения данными работами не занимаются;
  • 1,0 % вышеназванной суммы (≥ 10000 руб.) предусмотрено за несоблюдение целевого назначения земли (установлен киоск на участке, являющемся приусадебным);
  • 1,5 % (≥ 20000 рублей) — на участке под ИЖС никакого строительства не ведется долгое время.

Нормативная база

С учетом важности установления разрешенного вида использования земельного участка, подобная тема разносторонне регулируется комплексом действующих законодательных актов, основными из которых являются Федеральные законы:

  • 136-ФЗ, датированный 25.10.01 (актуальная версия 27.06.19). Этим законом утвержден и введен в действие «Земельный Кодекс РФ»;
  • 190-ФЗ от 29.12.04 (действующая редакция от 27.06.19). Утвержден ГрК РФ;
  • 172-ФЗ, изданный 21.12.04 (актуальная версия 01.05.19). устанавливает правила перевода участков в разные категории;
  • 218-ФЗ, от 13.07.15 (актуальная версия от 27.06.19) определил порядок регистрации недвижимости;
  • «Классификатор ВРИ ЗУ» утвержден приказом №540, изданным 01.09.14 Минэкономразвития РФ (действующая редакция 04.02.19).

Алгоритм выполнения замены существующего ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по двум вариантам:

  • ваш участок подпадает под действие действующего ГР, изменить имеющийся разрешенный вид можно просто направив в Росреестр заявку.
  • когда для изменения требуется предварительное проведение слушаний, являющихся публичными (в населенном пункте отсутствуют действующие ПЗЗ, либо вид участка, условно разрешенный) с присвоением нового ВРИ согласно Классификатору, существующий порядок изменения требует обращаться в муниципалитет, на земле которого находится данный участок.

Подача допустима по почте, в электронном виде, через своего официального представителя, при личном посещении МФЦ.

В ней указывают избранный вариант изменения существующего вида разрешенного использования земельного участка. К заявке прилагается комплект документов (см. пункт «Требуемые документы»).

Изменение вида разрешенного использования прямо зависит от следующих факторов:

  • наличия в муниципалитете действующих ПЗЗ;
  • ГР, либо его отсутствия;
  • группы ВРИ участка земли, которая указана в ГПЗУ, существующем ПЗЗ либо плане зонирования.

В случае действующего ПЗЗ и ГР, при попадании назначения (требуемого заявителю) земельных участков в группу ВРИ «основная», данный выбор и замена не нуждаются в дополнительных согласованиях. Изменение вносится простым направлением заявления в ближайшее отделение Росреестра.

Если выбранный вариант попадает на группу условно разрешенных использований земельных участков, сменить старый вид на требуемый возможно лишь после публичных слушаний. Заявка подается в муниципалитет, с приложением комплекта документов. Их перечень устанавливает местная администрация. Проводятся слушания. Принимается постановление о замене имевшегося разрешенного вида на новый, нужный заявителю. Постановление дает право Росреестру внести новую информацию по рассматриваемому участку.

Заявку могут подавать собственники земли, их доверенные лица. Кроме этого данное право предоставлено арендатору, при условии, что договор аренды заключен более чем на пять лет.

Требуемые документы

При решении вопроса замены видов разрешенного использования участков путем подачи заявки в МФЦ (например, в Росреестр), к ней прилагаются:

  • паспорт (на ИП или физическое лицо) в копии. Для юр. лица, требуется документ, подтверждающий предоставленные представителю полномочия (оригинал или копия) и паспорт последнего (копия);
  • подтверждение полномочий представителя владельца (к примеру, арендатора);
  • согласие лица, которому юридически принадлежат права на данный земельный участок, с запрашиваемым изменением ВРИ (требуется, если заявку подает не владелец).

Иные документы, подача которых предусмотрена действующим законодательством, органы Росреестра обязаны получить самостоятельно.

Процедура сбора данного пакета может выполняться самостоятельно. Сроки получения документов не должны превышать 30 суток на день подачи заявки.

Читать еще:  Просмотр земельного участка по кадастровому номеру

Изменения в кадастр вносятся не позднее 23 дней.

Если предстоит работа с администрацией, в ее адрес подается аналогичный пакет документов. К нему прилагается подтверждения регистрации ИП (юридического лица). Требуется только, если они подают заявку. Решение принимается муниципалитетом в срок, не превышающий 45 рабочих дней, учитывая проведение слушаний.

Документальное оформление изменения существующего ВРИ

Получив решение, позволяющее провести смену разрешенного использования конкретного земельного участка, лицо, подавшее заявку, обязано составить «Декларацию на изменение».

Она подается в Росреестр для внесения принятых изменений, касающихся ВРИ участка. Декларация подписывается ее составителем, с проставлением даты подписания.

Причины возможного отказа

Отказать в присвоении новых видов использования земельных участков могут в случаях, установленных законодательно. Чаще всего отказ выносится, если:

  • запрашиваемые изменения категории, противоречат установленному назначению участка, проставленному в Росреестре (государственном кадастре);
  • нет информации в ГКН об установленной категории участка;
  • запрашиваемые изменения противоречат Классификатору;
  • изменение видов разрешенного использования, нужное заявителю, не включено в разрешенный перечень основных видов (по материалам ПЗЗ, ПМТ или ПТТ), либо если координаты данной территории отсутствуют в кадастре;
  • рассматриваемая территория находится в зонах, входящих в следующие категории: прибрежная (например, водоохранная), размещаемая вокруг различных производств (заводы, электростанции, иное) санитарная зона, земля вдоль дорожного полотна (для дорог, эксплуатируемых или только проектируемых), зона охраны исторического/культурного наследия, места общего пользования.

Изменение целевого назначения (ЦН)

Сразу предупрежу, что нельзя изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как изменить земли сельхозназначения на земли населенных пунктов

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

Как изменить земли лесного фонда на земли промышленности

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

Как изменить рекреационные земли на земли населенных пунктов

Изменение рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные особо охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

Советы

  1. Всегда необходимо учитывать не только возможные ограничения, но и запреты в рамках законодательства. Они могут действовать при смене ВРИ на некоторые участки.
  2. Уточняйте наличие в администрации ПЗиЗ.
  3. Внимательно изучите не только классификатор ВРИ, но и перечень ВРИ для данного участка земли.

Вы обязательно должны учитывать, что земельное законодательство на данный момент переживает свое становление. По этой причине следует постоянно следить за изменениями и относиться очень критически к требованиям органов местного самоуправления, если они необоснованные.

Смена целевого предназначения земли

Может возникнуть такая ситуация, что владельцу участка необходимо сменить целевое предназначение территории, но без перевода в иную категорию.

В этом случае предусмотрен следующий алгоритм действий:

  1. В земельный комитет передать кадастровые документы на ЗУ и остальные свидетельства для подтверждения достаточности прав на земельный участок.
  2. Составить заявление в письменном виде и предоставить его в местный административный орган.
  3. Проведение публичных слушаний. Решение будет принято после их проведения. Оплачивает это мероприятие заявитель.

Сбор дополнительных документов осуществляется по требованию земельного комитета.

Земельные категории и их назначение

Территориальное зонирование – это разграничение земель согласно Градостроительному и Земельному Кодексу РФ. Нормативные акты подразделяют земли следующим образом:

  • под инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • под жилье;
  • под общественные и деловые нужды;
  • под производственные мощности;
  • особо охраняемые;
  • под нужды сельского хозяйства;
  • для отдыха (рекреации);
  • особого назначения;
  • под военное назначение;
  • иные.

Узкое разделение позволяет использовать земучасток в рамках одной категории. Например, согласно Земельному Кодексу, на земле под нужды сельского хозяйства можно построить дачный домик.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector